воскресенье, 24 января 2016 г.

Большой походный рюкзак 2.0

К новогоднему походу сшил себе новый рюкзак. Решил проблемы предыдущего и ввёл несколько новых деталей.
Пост немного занудный (в хорошем смысле), но внутри много картинок!





Почему именно походный?
Как гласит старая шутка, туризм это соревнования по переноске тяжестей на большие расстояния.
В этом есть значительная доля правды. В несложных походах, даже горных, большинство физической нагрузки представляет собой именно ходьба с рюкзаком. Соответственно, большой рюкзак должен обеспечивать быть максимально приспособлен к переноске тяжестей.
В моём представлении это достигается плоской формой мешка, минимальным расстоянием между грузом и спиной, эффективной подвесной системой.
К сожалению, очень небольшое количество имеющихся в свободной продаже рюкзаков обладают всеми этими свойствами.
Максимально эффективную передачу нагрузки на пояс обеспечивает станок. Но станковые рюкзаки отечественного производства как правило, рассчитаны на непритязательные вкусы охотников и рыболовов. Распространенный у нас Tatonka Lastenkraxe хорошо работает, но предназначен для негабаритных грузов - бочек, генераторов, баулов с кучей веревок (спелеология) и т.п. Вместе с мешком он весит больше 4 кг.

Поэтому я решил воспользоваться идеей рюкзака Paradox packs -интегрированной в мешок П-образной рамой.


Paradox Unaweep


Кстати, о мешках. В начале поста я упоминал, что рюкзак именно походный. Это применимо и к дизайну мешка. Я провёл много времени, разрабатывая техническое задание для самого себя. Целью было выделение тех элементов конструкции, которые мне действительно нужны, а не тех, которые я хотел бы там видеть. Предыдущий рюкзак был снабжен парой лишних опций, добавивших веса и снизивших надёжность. В этой версии я отказался от фронтальной загрузки, эластичных боковых карманов, боковых стяжек (крепления я для них я все таки сделал).



 Рюкзак все так же закрывается на скрутку, но теперь концы скрутки не притягиваются вниз, а сощелкиваются вместе, как у большинства гермоупаковок. Каждый раз, закрывая стоящий на земле рюкзак, мне приходилось тянуться за лежащими на земле концами стяжек. Теперь компрессия верха осуществляется одной стропой с крючком-пряжкой.





Ещё одной причиной отказа от стяжек послужили эстетические и инженерные соображения. Если стяжки вшивать в швы между спиной и боковиной или фасадом и боковиной, то неравномерно распределяемая нагрузка перекашивает мешок. К тому же аккуратно закрутить и утянуть верх при наличии барахла за боковыми стяжками довольно проблематично.
Единственным же способом избавления от перекоса мешка будет монтаж конца стяжки прямо посередине боковой панели, как это сделано  у HMG





Я считаю, что с точки зрения надежности и эстетики такие концы следует убирать в шов, а при сохранении такого простого кроя, как у меня, так сделать не получится.

Про подвесную систему.
В качестве рамы я взял все тот-же станок Пик-99, обработанный отверткой и напильником. Остались только вертикальные трубы и одна нижняя перекладина.
Пояс монтируется непосредственно к ней.
Пояс мягкий, состойт из ткани и пены. Никакого пластика. Однако в силу своей хитрой формы и толковой регулировки двумя фастексами, несёт он отлично, ничего не пережимает и не натирает.


Стропа, идущая к лямкам, пристрочена к поясу. Эту схему я видел ещё в книге "Самодельное туристское снаряжение" 1984 года, так что тут ничего нового. Как именно это работает, я не знаю, но что-то мне подсказывает, что если крепить лямки отдельно, система будет работать хуже.

В предыдущей версии вертикальные трубы входили в параллельные карманы, идущие вдоль боковых панелей. Таким образом я намеревался придать мешку плоскую форму. Это не сработало, так как неправильно уложенные вещи все равно выдавливали спину и фасад, стремясь к цилиндрической форме. Действительно плоским рюкзак такой ширины сделает только жёсткая панель во всю спину. Поэтому я принялся за решение проблемы крепления противооткидов и лямок. В предыдущей версии они были пришиты к спине через стропу и с каркасом никак не соединялись.


Решение оказалось очень простым. Достаточно только свести вертикальные трубы так, чтобы к верхней точке крепились противооткиды, а узел крепления лямок оказался к ним вплотную.
Это ощутимо повлияло на удобство. Теперь противооткиды работают так, как надо, а уложенные вдоль спины тяжести остаются на месте. Из-за деформации мешка в предыдущей модели свертки внутри слегка смещались и либо давили на спину, либо наоборот, оттягивали корпус назад. 


Мне не нужны большие боковые карманы и клапан, потому что я пользуюсь большими фронтальными карманами. Они решают проблему переноски камеры и объективов, доступа к воде, перекусам и другим нужным мелочам. Иногда я даже держу в одном из карманов джетбоил, чтобы на лезть за ним в рюкзак. Перенося часть веса вперед, они помогают держать спину ровнее. А так как их два, то обзору они мешают не сильно. В общем, очень полезная штука. Стырено у Aarn Packs, творчески переработано мной.


Однако на случай использования рюкзака без карманов, я вшил небольшой кармашек на влагозащитной молнии под фонарик, батарейки и другие мелочи. 


На фасаде поселилась резинка, под которую я креплю пену. В настоящий момент ничего другого я на фасаде видеть не хочу. А пенка, закрепленная таким образом, гораздо лучше защищена от веток, чем подвешенная поперек или сбоку.


Боковые карманы предназначены для весел, пилы, штатива и прочих длинномеров. Большего мне не нужно.



В итоге у меня получился рюкзак, имеющий все необходимые мне элементы. Лишних я пока что в нем не вижу. По прошествии трех недель мне не хочется шить новый (таких габаритов), так что можно считать этот рюкзак успешным. 

Ткани: Cordura 1000d, Oxford 300d R/S, Spandex.
Фастексы и трехщелевки Apri, разъемные двухщелевки и другие мелочи - Duraflex.


4 комментария: