вторник, 10 января 2017 г.

FAQ про пакрафты

По работе я часто встречаюсь с завышенными ожиданиями в отношении пакрафтов. 
В основном это вызвано тем, что слово трендовое, на слуху, но у большинства людей, и даже пользователей, нет понимания специфики данного вида лодок. 
От ТПУ тканей вообще ждут волшебства в плане износостойкости, раздира и других характеристик. Но на самом деле прочность и износостойкость оригинальных пакрафтов создается не только за счет отличных материалов. 
В этом тексте я постараюсь ответить на часто задаваемые вопросы по форме, функциям и назначению пакрафтов. Про ТПУ ткани неспешно пишется другой текст. 







Что это такое?


Всем известно, что пакрафт - это легкая лодка. Как правило, этим и ограничивается понимание данного термина. Так вот, пакрафт это легкая лодка для пеших туристов прежде всего. Это значит, что гребля для пользователей пакрафтов - не основной род outdoor деятельности. Соответственно, что большинство характеристик обусловлены именно туристским использованием пакрафтов. 
Packraft - пакуемый рафт. А рафт - судно с высокой пассивной безопасностью, прощающее многие ошибки. 
Сейчас пакрафты используются и для обычного сплава и для покатушек в порогах. Продвинутые каякеры могут даже серфить на валах. Несомненно, легкая лодка с хорошими ходовыми и прочностными характеристиками не могла не привлечь внимание каякеров и водных туристов. Но прежде всего - это лодка для пешеходов, не стоит забывать об этом. 

Про материал


Как я писал выше, отдельный текст про ТПУ будет позже. Здесь - кратко о самом материале и причинах его применения в пакрафтостроении. 
ТПУ расшифровывается как термопластичный полиуретан. По сравнению с ПВХ ТПУ покрытие менее эластично, лучше противостоит УФ излучению, абразивным нагрузкам, проколам. Из-за низкой эластичности ТПУ покрытие хуже выдерживает раздир - разрыв с надреза. Менее эластичное покрытие не дает нитям перераспределять нагрузку между собой и разрывная нагрузка приходится на меньшее число нитей. Тьфу, обещал же отдельно написать.
Короче, ТПУ легче и прочнее. Конечно же, дороже. Лучше противостоит изгибу по малому радиусу (сложению). 
Однако, не стоит воспринимать эту аббревиатуру как гарантию качества. Многое зависит от тканой основы. Ориентироваться стоит на характеристики, заявленные производителем тканей и чужой опыт использования. 

Почему такая форма?

Первые пакрафты напоминали обычный тузик, слегка зауженный к носу. Но по мере расширения аудитории, повышения сложности рек и появления в пакрафтинге таких людей, как Роман Диал (http://packrafting.blogspot.ru/), Люк Мель (thingstolucat.com), форма пакрафтов менялась. Нос приобрел бОльшую закаячку, вытянулась корма, образовав самую характерную черту пакрафтов, пару лет назад был удлинен и заострен нос. Т.е. в данный момент форма пакрафта стремится к сплавному каяку. 

При этом, пакрафт сохраняет высокую пассивную безопасность за счет низкой посади гребца, значительной ширины (около 1 метра) и высокой проколо/износоустойчивости. 
Решение кормы вообще можно назвать гениальным. При "правильной" посадке каякера (корпус наклонен чуть вперед, гребок выполняется от носа лодки за счет мышц спины), острый клюв находится над водой и работает в бурной воде - не дает лодке сделать "свечку" (перевернуться через корму), стабилизирует судно при выходе из валов и даже позволяет серфить. При ленивой же посадке - обычно это ноги на бортовых баллонах, спина откинута на корму - клюв находится в воде и снижает вертлявость лодки, которая усиливается плохой техникой гребли. Сейчас выпускаются пакрафты с различной конфигурацией кормы. У гладководных моделей хвост изначально опущен в воду.
Теперь остановимся на менее очевидных моментах. 
У водных туристов прежде всего вызывает недоумение расположение рюкзака на деке, а не в кокпите. Тому есть несколько причин. Как правило, в большинстве туристских лодок вещи размещаются в гермоупаковках в кокпите. Если лодка самоотливная, то гермы часто заливаются водой. Если кокпит с закрытой декой, то, как правило, на дне всегда есть немного воды. Таким образом, гермоупаковка должна быть _нормальной_. Пешеходы же в основном используют гермы из тонкой силиконки или палаточной ПУ. Они не выдерживают постоянного воздействия воды и спасают в основном от брызг и конденсата. Соответственно, вещи в такой упаковке и внутри рюкзака могут намокнуть только в случае переворота. Поэтому для пакрафтинга на спокойной воде не обязательно брать с собой тяжелые гермы. Также расположение груза на деке позволяет не делать лодку излишне длинной и более тяжелой. 
Второй момент - рюкзак на деке уравновешивает корпус гребца, сидящего в задней части лодки. Третий момент - защита от дурака. Сидушка-подкова во-первых, довольно удобна, во-вторых, как правило, не является легкосъемной и со временем начинает восприниматься как часть лодки. Соответственно, при наличии удобной сидушки и стереотипе о том, что рюкзак должен быть размещен на деке, не возникает соблазна сидеть на вещах. По моему опыту, большинство пробоин дна возникало в результате создания эффекта "молота и наковальни". При ударе ткань оказывается между камнем/веткой и жестким элементом рюкзака или его твердым содержимым. В такой ситуации пробоина почти неизбежна. Мягкая же сидушка снижает вероятность таких пробоин, хотя и не исключает их.
Такие вот нюансы. 
Конечно, рюкзак на деке мешает обзору и перемещает центр тяжести выше, чем нужно, но для серьезной воды производители предлагают установку газодержащей молнии Tizip и размещение груза в узких гермах, которые крепятся в бортовых баллонах.  
Почему секционность?

Секционность (деление баллонов на несколько сегментов) обусловлена низким весом и высокой растяжимостью тканей. Длинные сегменты может непредсказуемо повести винтом. Секционность же помогает этого избежать. 
Почему низкое давление?

В водном туризме принято качать лодки если не "до звона", то до известной твердости. 
Пакрафты не требуют такого давления и вот почему: 
Они короткие. Им не нужна большая жесткость, чтобы сохранять форму.
Они выполнены из тонких тканей. Высокое давление повышает вероятность прокола. 
Нормальный насос весит больше мешка-насоса, которым надувается большинство пакрафтов.
Поэтому не стоит их перекачивать, если только вы не собрались совершить многокилометровый переход по озеру или морю. 

Это были вопросы, с которыми я встречался по работе.


Далее следуют вопросы, заданные в походном чатике вк друзьями


Подойдут ли для многодневного похода?


Зависит от снаряжения. Чтобы не быть голословным, вот отчет Андрея Подкорытова о пакрафтинге на плато Путорана. Он маньяк, но если выкинуть стопицот килограммов фотооборудования, то в его вес можно уместить довольно таки обычное снаряжение и достаточно еды. Так что продолжительность зависит от снаряжения. Например, если поход вело-водный, то снаряга должна быть очень компактной или должна быть предусмотрена возможность дозакупки продуктов по пути. 

Какая скорость по сравнению со щукой?


Без понятия.


Также я перевел два абзаца из FAQ с сайта 
http://www.alpackaraft.com/
Они показались мне довольно интересными


Эээ, а надувное дно не забыли? Да вроде нет. У большинства наших лодок есть сидушка и спинка - минимально необходимые для комфортной посадки элементы. Мягкое сиденье предохраняет пятую точку от камней. К тому же каждый, кто сидел в маленькой лодке, знает, что лодыжки должны быть ниже таза, иначе заболит спина и ноги будет сводить. Одной из важных особенностей пакрафтов Alpacka является низкий центр тяжести, что делает их очень устойчивыми. Надувное дно поднимает центр тяжести. К тому же, надувное дно увеличивает вероятность прокола, увеличивает вес и объем комплекта (упрощение конструкции - часть философии Alpackarafts. Лишняя единица снаряжения означает лишнюю вещь, которая может потребовать ремонта прим. перев.). Мы считаем, что при прочих равных пакрафт с декой легче и проще в уходе, чем самоотливной пакрафт (но недавно они стали предлагать самоотлив прим. перев.).

Почему пакрафты Alpaca не делаются двухкамерными? Двухкамерный пакрафт - звучит заманчиво, не правда ли? А теперь давайте подумаем. как это будет выглядеть в действительности. Ведь пакрафты по определению - легкие и простые лодки. Двухкамерность означает две перегородки и два комплекта клапанов - т.е. еще больше мест потенциальной поломки. Сейчас на пакрафты можно установить газодержащую молнию Tizip (опция Cargofly), которая позволяет размещать вещи внутри баллонов. Двухкамерность уменьшила бы полезный объем баллонов или удвоила количество молний. Пакрафт - маленькая лодка. Одна из камер все равно не позволит вам сохранить управление лодкой. Объем гермоупаковок в опции Cargofly сохранит лодку на плаву (некоторые из наших клиентов могут это подтвердить), а небольшой зазор между бортами и гермами предохранит гермы от прокола одновременно с баллонами. 

За ловлю косяков и лишних запятых спасибо Жене Киселеву
·          



1 комментарий:

  1. А что насчет деки? Открытый или с декой. Дека фиксированная или отстегивающаяся. Может быть открытый пакрафт, а потом колхоз с самодельной декой?

    ОтветитьУдалить