четверг, 10 сентября 2015 г.

С пакрафтами по заполярью. Часть 1. Лапландский заповедник.

Желанием посетить эти места я загорелся давно, еще года три назад. Но к счастью, задумка
осуществилась только в этом году. Даже страшно представить, что бы мы делали вдвоем на одном полутораместном пакрафте на речке IV к.с. без опыта белой воды. Хватило бы нам и реки Вайкис, крепкой II к.с. Так что, всему свое время. Первоначальный план маршрута предполагал прохождение Нявка-тундры, Сальных тундр и сплав по реке Печа от верховий до поселка Верхнетуломский (120 пешком и 80 по воде).
Состав группы:
Санкт-Петербург
Никита Ю. Организация, навигация, фотосъемка
Мария Г. Аптечка
Надежда П. Участник
Константин З. Участник
Минск
Сергей Р. Участник.
Мы прошли маршрут не полностью, уйдя в Мончегорск по реке Купись, озеру Вайкис и реке Вайкис. Тому было несколько причин, и о них ниже.

Днем, восьмого августа, участники начали прибывать ко мне на работу. Предполагалось сшить и установить фартуки с юбками на 4 из 5 лодок (не успели ничего) и собрать барахло (с чем успешно справились).

Надина фотография

Девятого вечером мы забросились  на такси к подножию г. Мончетундра и траверсом вышли в долину озера Сейдъявр. На склоне, обращенном к дороге почти ничего не растет.

Встали на границе зоны леса, около 11 часов. Лес там стремный - заросший, куча камней, густой мох. Оказалось, он здесь везде такой.

10.08
Продолжаем сбрасывать высоту и выходим на дорогу, ведущую вдоль озера. Смысловая нагрузка этой дороги остается для меня загадкой. Наезжена хорошо, много свежих следов. Разве что рыбаки ездят.

У дальнего конца озера она заканчивается полянкой и кострищем. Дальше слабая тропа идет вверх по ручью Вите. Тропа явно рыбацкая. К реке выходит на перекатах, потом ныряет обратно в лес. Забиваем на нее и идем через лес.

Около четырех решаем, что идти дальше на перевал смысла нет, не будет дров и будет ветер. Девушки ушли гулять по ручью, мы с Костей сходили половить связь, безуспешно. За день пройдено километров 12-15.

11.08
Двигаемся вверх по ущелью, справа от ручья. Ущелье лучше проходить по террасам. Движение по руслу не очень оправдано. Красиво, сложно, но не всегда безопасно. Перед началом курумников в русле появляются водопады, мы уходили от них по неприятному осыпному склону. Лучше бы поднялись выше сразу после купания.

Надина фотка

Кстати, о купании. Примерно через час после выхода из лагеря нашли каскад из трёх глубоких чаш с бирюзовой водой. Между чашами вода течёт по широким пологим сливам. Настоящий природный аквапарк. Надин фотик пригодился.

Чуть выше нашего бассейна на северном (левом) склоне находятся Остатки упавшего вертолета. Подниматься не стали, но Серёга, который изначально шёл слева, его осмотрел.

Серегина фотка

Последняя терраса вывела нас прямо на перевал. Слева - гора Реутчокки, справа - ущелье Гремящее. Место очень живописное. Прихватив сникерсы, идём "смотреть телевизор" - бегущие по небу облака постоянно меняют внешний вид ущелья. Очевидно, его юго-западная стена когда то была отвесной скалой. Огромные булыжники в самом низу служат тому подтверждением. На склоне ещё торчат высокие останцы.

Осматриваем проход в следующее ущелье. Под горой вроде как просматривается полка. Ниже, под отвесной скалой, заманчивый снежник. Соблазну не поддаемся и идём на полку.  Сверху открывается прекрасный вид на долину. Останцов, правда, уже не видно.

Начинаем спуск вниз по левой (северной) стороне долины. Мха почти нет, сплошные камни. Скорость движения низкая. Часам к шести начинаем понимать, что водопад откладывается на завтра. Постепенно сбрасываем высоту, высматриваем стоянку.

Лирическое отступление по поводу рельефа Мончетундры

Издалека все тундровые горки кажутся гладкими и пологими. В общем и целом, это так. Однако, дьявол кроется в деталях. Пологие склоны Мончетундры покрыты небольшими прыщами-холмиками, которые делают простой траверс весьма утомительным и значительно осложняют принятие тактических решений, т.к. склоны толком не просматриваются.  Хибины, с тропами или без них, гораздо дружелюбнее. По их отрогам, покрытым кислотно-желтым ягелем, после Мончетундры идется как по тротуару.

На ночевку встаем рядом с ручьем.

12.08

Собираемся, ловим тропинку, идём к водопаду. Сколько отчётов не читай, все равно сорокаметровый водопад в тундре вызывает вау-эффект. Вода падает с крутого обрыва, слева и справа - скальные стенки.

Вдоль озера Вайкис уходим в сторону Нявка-тундры. Отроги тундры изрезаны микрохолмиками и микроущельями, идти интересно, но тяжело. Решаем как можно дольше идти траверсом.

Типичный рельеф. Серегина фотка

Как всегда, самое интересное не снимали. К реке спускались по склону градусов в 60, который выполаживался только на крупном курумнике. Все это заросло где деревьями, где кустарником. Вдоль реки петляет плохая тропа, идём по ней. Уперевшись в большой ручей, решаем надуть лодки и идти вверх по течению - река кажется спокойной.

Плес, быстроток, плес, шивера - уже тащим пакрафты по пояс в воде (опять без картинок). Следующий плес, следующая шивера - река двумя рукавами течёт вокруг небольшого островка. Маша и Костя уходят в левый рукав, Надя, я и Серёга - в правый. Время, кстати, к вечеру. Втроём решаем, что пора ставить лагерь. Перехожу шиверу, зову Костю с Машей. Один рукав они переходят, на втором почему-то решаю ставить переправу. Натягиваем по диагонали морковку, Маша съезжает нормально, Костю кладет. Вылавливаем вещи, сушимся, ставимся. Насыщенный день.

13.08

К часу выползаем с Машей из палатки, ребята как раз развели костёр и пьют чай. Решаем делать дневку. Какое-то время тупим, потом уходим на разведку вверх. Вверху обнаруживаются шиверы, порог с хорошим полутораметровым сливом. Садимся грустные около этого слива и начинаем с Серегой вспоминать отчёты по Пече - котлы, косые бочки и прочие радости. Замечаем, что вода стоит сантиметров на 40 выше летнего уровня. Совсем печалимся (на самом деле нет) и решаем сплыть в Мончегорск. В лучах заходящего солнца героически возвращаемся в лагерь.

14.08

Вышли рано, прошли несколько шивер и порог на Куписи. Фотографий, к сожалению, нет - тогда я еще не догадался носить надин фотик в кармане спасжилета. Перед протокой, ведущей в оз. Пагель вышли для осмотра.
Порог представляет собой s-образный поворот с большим падением и каньон с валами и камнями. Слои породы, образующие порог, располагаются под углом в ~45 градусов, в основном сливе отдельностоящих "зубов" довольно много. Более безопасно прогрести в каньон можно по левому краю слива, где меньше камней и слабее течение. Сам каньон целиком не смотрели, так как решили сдувать лодки. Однако шумел он довольно долго. По левому берегу Вайкиса ещё от озера идёт хорошая тропа. Мы сразу поняли, что ведет она к кордону.От порога тропа уходит в лес, периодически выныривая обратно к реке.

Около шести вечера на цыпочках прошли мимо кордона. Перед самим кордоном около тропы стоит нечто вроде гостевого домика, от него до жилых зданий метров 700. Вправо уходит тропа к шивере, впадающей в озеро Пагель - можно уйти туда и на веслах идти до Мончеозера - серьезных препятствий по пути не встретится. Мы пошли дальше, на кордоне нас облаяла собачка, из дома никто не вышел. Ночером встали рядом с тропой. Сильно петляя, она огибает Пагель и ведет к Мончеозеру.

15.08

Идем дальше, погода радует. Тепло, на небе ни облачка. Тропа набирает высоту и через плечо сопки выходит на Мончеозеро. Вскоре подрезаем тракторную дорогу, дальше все тривиально. Идем по дороге, трещим, собираем грибы (я их переел и блевал, остальным норм).

К темноте не успели дойти до города, встали на озере. В более неприятном месте я ни разу не стоял. Дело в том, что много лет местное обогатительное предприятие орошало окрестности серной кислотой и прочими полезными удобрениями. Разжигаем костер - завоняло горящей помойкой. Потыкали кострище на предмет мусора, оказалось, что тут так пахнет древесина. Хорошо, хоть, вода в озере проточная. От озера хорошо видно Хибины.

На утро следующего дня в спешке покидаем это место.

За 5 ходовых дней и первый ночной переход пешком и на веслах пройдено около 80 км.

На этом первая часть отчета заканчивается, на подходе вторая. Также я сделаю отдельный пост с выводами по походу и описанием использованного снаряжения.