воскресенье, 24 января 2016 г.

Морозные новогодние

Погуляли по лесу в районе Пальцево и Градуевских озер.

За основу маршрута был взят питерский Осенний марш-бросок 2015 года. Карты лежат тут: http://kandid.ru/index.html?p=5

Трек: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nsjageirbvajgrhm

Местность на северовосток от Выборга не пользуется особой популярностью среди туристов - еще несколько лет назад в тамошнюю погранзону требовалось разрешение.
Между тем, эти леса почти не тронуты ветровалом 2010 года, там много небольших красивых озер, огромных валунов, неразведанных скал. Многие крупные озера - Макарьевские, Градуевские - соединены протоками, проходимыми на байдарке. В общем, район интересный во всех отношениях.
Я планировал маршрут исходя из стоявшей весь ноябрь и декабрь дождливой погоды. Предполагалось обходить озера, ходить по азимуту, тропам и грунтовкам. Ударившие морозы не сильно повлияли на наши планы. Снега выпало всего 15-20 сантиметров, поэтому лыжи мы не взяли.
Ходить планировали ввосьмером, с шатром и печкой. Однако, болезнь подкосила четверых участников прямо перед стартом. Поэтому ночевали мы в трехместной палатке в теплых спальниках, укрывшись конденсатниками.

Единственная, оставшаяся в строю, участница из Москвы могла приехать только 5го. Поэтому решено было не измышлять хитрую логистику с доброской на маршрут, а погулять денек по уже известным местам недалеко от Выборга. Выбор пал на укрепрайоны линии Маннергейма в районе станции Лейпясуо. Утром 4го температура опустилась до -20, но это нас не остановило. Упаковались мы по полной программе, теплых вещей взяв с запасом.

До первых крупных сооружений идти около 10 км проселочными дорогами. SJ6 - батальонный командный пункт укрепрайона Summa-Jarvi. Во время войны с Финляндией именно в этом месте произошел прорыв линии обороны. Весь лес изрыт воронками, деревья не старше 70 лет.

В районе ДОТа "Миллионер" мы разбили лагерь и отправились гулять по окрестностям.

Перебравшись по мосту через речку Веснянку, мы вышли к озеру Желанное. Штатив я не взял, поэтому снимал с рук при помощи мощного фонаря. Картинки получились слегка психоделическими.

Высота "Яйцо"

ДОТ SK12 укрепрайона "Сумма-Кюля"

Батальонный КП SK16

Поздно вечером мы вернулись в лагерь и, посидев у костра, отправились спать. Вопреки моим ожиданиям, удалось поспать в тепле. Электричку, в которой ехала Ира, мы проспали, поэтому собрались без спешки и двинулись обратно по своим следам.

Рядом с "Миллионером"

Переправа через реку Перовка.

На станции Лейпясуо есть пара заброшенных бетонных коробок. В одной из них мы с приятелем коротали ночь, не успев на последнюю электричку. Местные там складируют всякий мусор. В этот раз нам попался штабель сухих дюймовых досок. На старом кострище мы развели смрадный костёр и возлежали вокруг, как древнегреческие бомжи, передавая по кругу пачку сока и пряники.

В Выборге встретились с Ирой и взяли такси до посёлка Пальцево. Оттуда наш путь лежал к озеру Лента, где по разведданным из Google Earth, лежит мегакамень, под которым есть стоянка. 6 км заснеженных дорог и тропинок и мы на месте. Под камнем можно стоять во весь рост и поставить немаленькую палатку.
Вокруг Ленты разбросано множество интересных для лазания камней. Я определенно вернусь сюда летом с крэшпадом и щеткой.

В очередной раз проигнорировав будильник, спим до 11. Спортивных целей у нас не было, поэтому за режимом никто не следил.

От Ленты идем по протокам и озерам. В безымянной протоке перед озером Малое Лисицинское Настя провалилась по пояс. Пока я валил дерево на костер, ребята рассудили, что переодеться и идти будет разумнее. На том и порешили.

На Большом Лошадином

В глубоких сумерках вышли к скале Пичужка на Большом Лисицинском, на последнем Марш-броске там стоял КП. Температура опустилась до -30, поэтому там мы не задержались.

Пройдя ещё несколько километров в сторону Градуевских озёр, мы встали лагерем на обочине заброшенной лесовозки. Забытый на месте настиного купания топор не помешал развести жаркий костер из еловых ветвей. Этой ночью обещали -30 и судя по всему, так оно и было. Стоило отойти от костра, как тёплый воздух со свистом выходил из одежды. Хорошо хоть, ветра не было.

Наутро мы продолжили путь к Градуевским, рассчитывая вечером вернуться за топором.

Настя и Костя

Ира и прототипа рюкзака Bask Nomad

Места умиротворяющие - прозрачные леса, поля. Жаль только, день короткий. Солнце заходило около четырёх.

Snow walking with safety dryns

В глубоких сумерках (встали, как всегда, в 11) вышли к Большому Градуевскому. Забавно, что брод, который мы планировали форсировать, когда по прогнозу был дождь, не замёрз.

Тропинками и озерами вышли к Овсово, а оттуда в посёлок Гвардейское. Такси от Выборга - 500 рублей. Летом и с лодками заезжать на озера лучше так, а не на дизеле. Уж очень неудобное у него расписание.
По своим следам вернулись к оставленному топору и разбили лагерь. Температура -25-27 градусов, чувствуется ощутимая разница с прошлой ночью. К этой ночи я наконец-то привык к холоду. Есть все таки большая разница между ощущением холода и замерзанием. Можно чувствовать холод и при этом не мерзнуть. Здорово способствует спокойному сну.

Снова встаем в 11, будильник не помеха.

По озеру Большое Лисицинское выходим к дороге на газопровод, по нему идём до светогорского шоссе.

Заглянув на скальный массив "Возрождение", отправляемся к конечной точке нашего похода, озеру Потаенному. Оно расположено между каменногорским и светогорским шоссе, к нему ведёт только заросшая лесовозка, натоптанных троп я не видел. Само озеро очень маленькое, но назвать его уютным я не могу. Все время, пока мы там находились, меня преследовала смутная тревога. Такое бывает, когда в лесу много разного зверья. И правда, с утра мы видели множество следов кабанов и лисиц. Красоту этого озера не объять такими словами как суровый, безлюдный, холодный. Всего этого понемногу, но больше всего подходит слово первозданный.
В обжитых местах такого чувства не испытаешь. Этот лес просто не замечает тебя. В нем чувствуется жизнь, возможная только без людей. Не каждому придётся по душе это ощущение, но оно того стоит.

Немного поплутав с утра по окрестным холмам, мы вышли на трассу и уехали в Выборг. Поели пиццу и погуляли по парку Монрепо.
Поход вышел несложный, но живописный. Холодных ночевок я теперь не боюсь и планирую применить полученный опыт где-нибудь в Заполярье в конце февраля.

К этому походу я сшил себе новый рюкзак. Занудный пост про него.